"Евгений Онегин"-социально-психологический роман

    Работу над романом Пушкин начал в 1823 году в Кишиневе. 4 ноября того же года он писал Вяземскому: «Относительно моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница...». В чем же эта разница? Писать стихами, это больше, писать стихами роман - это означало для Пушкина писать принципиально по-иному, чем прозой, повиноваться совсем другим художественным законам, создавать совсем другой по своей внутренней структуре художественный мир. Стихи в большей мере, чем проза, позволяют отходить от обычного и традиционного, так как поэт ощущает себя в мире стихов свободнее. В своем рассказе он может опускать некоторые обязанности для прозаического произведения связки и мотивирования, смешивать времени и пространственные планы, позволять больше стилевой и художественной игры, избегать некоторых линий сюжета и, по желанию или при наличии внутренней потребности, снова возвращаться к ней. В стихах становится возможным и допустимым использование «неточного» слова, которое способно сохранить то, что Пушкин больше всего ценил,- «живой, теплый, внезапный отпечаток мыслей, чувств, впечатлений».
    Действие происходит в Петербурге (1, 8 главы романа), в Москве (7 глава), в провинции - в селе (2, 7 главы). Эпоха, изображенная в произведении,- период царствования Александра I (между войной 1812 года и декабрьским восстанием). Действие происходит на протяжении 10 лет. При этом первые 16 лет жизни Онегина описаны лишь в 3 строфе 1 главы, а следующим 8 годам посвящен весь роман, кроме лирических отступлений. Двум годам жизни в селе посвящены 5 глав романа (2-7); действие начинается летом, в селе герой живет также осень, зиму, действие 7 главы разворачивается ранней весной. Восемь лет жизни Онегина в Петербурге описаны как один день героя.
  Автор показал основные социальные прослойки общества России: аристократическое светское общество Петербурга, городскую бедность, поместное дворянство, московское светское общество. Эти социальные прослойки живут закрытой и совсем разными жизнями. Единства нет даже внутри одной социальной группы: дворяне столичные, московские и провинциальные имеют разные духовные приоритеты, живут разной духовной жизнью. В произведении показаны занятия и досуги дворян в столице, городе, селе, зимой и летом; описаны интерьеры городской квартиры и помещичьей усадьбы, мода, гастрономия; есть описания народных праздников, примет и обрядов.
    Реформы Онегина в селе свидетельствуют о том, что начала распадаться крепостническая система. Просвещенные люди увлекались новыми философскими течениями (упоминается имя Канта, приверженцем которого является Ленский). Онегин следит за развитием европейской науки. В связи с этим упоминаются имена Гиббона, Гердера, Биша, Тиссо, Беля и Фонтенеля. Не оставил автор в стороне и литературу: упоминаются имена Руссо, Ричардсона, Сталь, Крюднера, Коттеня. Большую роль играл также театр (автор оставил нам характеристику авторов репертуара, постановщиков балета и посетителей театра).
   В произведении присутствует ряд равнозначных образов, которые воплощают два образца миропонимания: «те, что берут от жизни все» - Онегин, отец Онегина, его дядя, родители Татьяны, Ольга и др.; «те, которые стремятся изменить мир» - поэт, Татьяна, Ленский.
   












Таким образом, кроме главного героя, именем которого названо произведение, есть еще другой главный герой, глазами которого мы смотрим на события, изображенные в романе,- сам автор. Основной конфликт романа: конфликт двух жизненных философий, конфликт человека и общества, конфликт человека и окружения.


Комментариев нет:

Отправить комментарий